sm fullСтагнация рынка товаров и услуг привела к росту конкуренции. Сегодня потребителя стало сложно удивить низкими ценами или уникальными акциями. Идет серьезная борьба за клиента. На ее фоне компаниям необходимо добиться максимальной эффективности производства и сокращения издержек. Одним из способов достичь этого стал аутсорсинг – передача некоторых производственных процессов сторонним организациям и их «приходящим» специалистам.

На сегодняшний день компании-аутсорсеры работают в различных сферах деятельности: информационные технологии, финансы, HR. Не является исключением и бухгалтерия. Ведь именно это подразделение является одним из самых важных для каждого предприятия. Бухгалтерский и налоговый учет, оптимизация налоговых платежей, составление промежуточной и годовой отчетности, ведение дел с налоговыми органами – выполнение этих и других функций требует профильных знаний и опыта, поэтому лучше доверить их профессионалу. В штате большинства крупных компаний имеется постоянный бухгалтер, который заинтересован в эффективной работе предприятия и выполняет свои обязанности за заработную плату. Но многим представителям среднего и малого бизнеса иметь штатного сотрудника просто не выгодно. В таком случае на помощь приходит аутсорсинг – услуга по ведению бухгалтерии удаленно. Качество работы при этом не теряется, зато появляется экономия средств.

История развития бухгалтерского аутсорсинга

Зародилось явление аутсорсинга в США в начале 60-х гг. XX века. Постепенно его преимущества оценили в Европе. На сегодняшний день в этих странах уровень развития рынка бухгалтерских удаленных услуг дает компаниям возможность заниматься основной деятельностью, предоставляя налоговую отчетность и другие направления бухгалтерского учета профессионалам. По статистике, в Европе услугами удаленных специалистов пользуется 86% компаний малого и среднего бизнеса, а в США – 92%. Большинство из них передают на аутсорсинг функции расчета заработной платы и налоги. Ведь зарубежное законодательство в области предпринимательства складывалось сотни лет, поэтому его изучение – тонкий и трудоемкий процесс, требующий соответствующей компетенции бухгалтера. В отличие от зарубежного рынка бухгалтерского аутсорсинга, в России эта услуга появилась сравнительно недавно (7-8 лет назад) и не столь популярна. Тем не менее, предпосылки роста заинтересованности работодателей в удаленных сотрудниках имеются. Прогрессивные компании уже сегодня перешли на бухгалтерский аутсорсинг. По оценкам аналитиков, на сегодняшний день доля рынка бухгалтерского аутсорсинга в России составляет от 50 до 100 млн. долларов.

Заказчики бухгалтерского аутсорсинга: кто они?

Изначально основными потребителями услуги бухгалтерского аутсорсинга являлись зарубежные компании, имеющие свои представительства в России. Это объясняется особенностями и тонкостями российского законодательства, которые порой вызывают трудности у иностранцев. В качестве подстраховки они выбирали услугу удаленной бухгалтерии. Однако в последнее время все больше и российских организаций применяют бухгалтерский аутсорсинг. Разнообразие предлагаемых услуг, удобная схема работы и компетентные сотрудники – все это привлекает представителей малого и среднего бизнеса воспользоваться данным сервисом. Его стоимость рассчитывается индивидуально для каждого клиента, в зависимости от вида деятельности компании, количества совершаемых операций, используемой автоматизированной системы обработки документов и других факторов.

Преимущества и недостатки бухгалтерского аутсорсинга

Ситуация на рынке бухгалтерских услуг такова, что оплата труда квалифицированного штатного бухгалтера достаточно высока. Поэтому, работая со сторонней компанией, заказчик сможет сократить затраты на заработную плату. При этом важно помнить, что аутсорсеры – это грамотные специалисты, качественно выполняющие услуги по бухгалтерскому учету и налогообложению. Таким образом, заказчик снижается риск столкнуться с недобросовестными работниками, которые зачастую встречаются среди фрилансеров, работающих автономно. Кроме того, договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, продуманный в деталях, гарантирует заказчику полную ответственность организации-аутсорсера и применение штрафных санкций в случае необходимости. Также при аутсорсинге можно избежать затрат на организацию рабочего места, программное обеспечение, обучение, повышение квалификации работников. Это позволяет сэкономить бюджет компании. Помимо «денежной» стороны вопроса, важным преимуществом бухгалтерского аутсорсинга является возможность для компании заниматься исключительно решением основных профильных задач. Сосредоточившись на них, можно существенно увеличить эффективность работы.

Подводя итог, можно сказать, что основными преимуществами бухгалтерского аутсорсинга являются:

• сосредоточение управленческих усилий на ключевой деятельности;

•сокращение или сведение к нулю расходов на содержание, обучение штатных бухгалтеров;

•повышение организационной гибкости компании;

•передача организации-аутсорсеру рисков, связанных с претензиями налоговых органов.

К основным недостаткам бухгалтерского аутсорсинга относится его относительная новизна. Многие компании интуитивно чувствуют необходимость отдать часть работы сторонним специалистам, но опасаются, поскольку данное направление в России еще недостаточно изучено, по сравнению с зарубежными странами. Также важно не столкнуться с недобросовестными аутсорсерами. Избежать этого можно, тщательно составив договор на предоставление услуг. С его помощью можно контролировать удаленную бухгалтерию и «приучить» ее к порядку заказчика. Не допустив ошибок на этапе согласования документации, компания получит качественный бухгалтерский аутсорсинг на выгодных условиях.